Аэропорты на полотнах советских художников. Александр Аркадьевич Лабас (1900 - 1983)

  • 04.05.2017 в 12:40
  • 192
  • 0

В настоящее время работы Лабаса входят в число наиболее востребованных на художественном рынке России.

Александр Аркадьевич Лабас (1900 - 1983) — советский художник, член группы ОСТ, представитель русского авангарда 20-х — 30-х годов.

А.А.Лабас. Автопортрет 1936 г.Сначала Лабас поступает в Императорское Строгановское художественно-промышленное училище. Параллельно занимается в студии Ф. Рерберга, затем в студии И. Машкова. С 1917 года обучается в Государственных художественных мастерских (в дальнейшем ВХУТЕМАС) сначала в мастерской Ф. Малявина, а затем в мастерской П. Кончаловского. Учится у К. Малевича, В. Кандинского, П. Кузнецова, К. Истомина, А. Лентулова.

В 1935-36 гг. художника обвинили в формализме, его работы не приобретаются музеями, не принимаются на выставки. Отлучение продолжалось до середины 60-х годов.

В этот период единственным заработком художника было участие в создании панорам и диорам, панно для крупных зарубежных выставок. В частности, в 1937 г. Лабас создаёт панно «Авиация СССР» для Всемирной выставки в Париже.

С 1966 года началось возвращение Александра Лабаса к зрителю. В 1966 году на Кузнецком мосту, состоялась выставка А.Лабаса, М.Аксельрода, М. Горшмана, А. Тенеты, Г.Шульца.

В 1976 году состоялась персональная выставка Лабаса на Кузнецком мосту. Большое количество работ с выставки было приобретено Третьяковской галереей, Русским музеем, Музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, другими советскими музеями. С этого времени работы Лабаса постоянно участвуют в крупнейших выставках изобразительного искусства, таких как «Москва — Париж», «Москва — Берлин», «Великая утопия», «Русский авангард», «Россия в Нью-Йорке и Бильбао» и других.

В настоящее время работы Лабаса входят в число наиболее востребованных на художественном рынке России. Студия Артемия Лебедева создала интерактивную галерею Александра Лабаса для айпада.

Одной из основных творческих тем Лабаса было движение. Художник видел его в автомобилях, поездах, самолётах. В отличие от Тамби, схватывавшего и передававшего идею конструкции движущихся механизмов, для Лабаса на первом месте образ движения и впечатления им порождаемые.

Помимо работ, где изображены именно средства передвижения, в творчестве Александра Лабаса много работ, на которых аэропорты и аэродромы либо присутствуют, либо становятся центром картины. Тема полётов и аэродромов сохраняется в творчестве художника с двадцатых годов и до поздних его работ.

В жизни художника был эпизод, когда самолёт, на котором он летел, попал в катастрофу, по счастью, без жертв, и Лабас, единственный из пассажиров, в обратный путь отправился по воздуху. Воздух был его родной стихией.


По материалам сайта Фонда Александра Лабаса


Комментарии отсутствуют.