РЕТРО И СОВРЕМЕННОСТЬ. Эволюция аэропортов в городской среде,часть 1 – между двумя мировыми войнами

  • 29.08.2017 в 19:40
  • 487
  • 0

Заря аэропортостроения – стиль и роскошь

Brighton City Airport, фото с сайта flybrighton.com


Аэропорт. Какое место он занимает и какую роль играет в современной жизни?

Сейчас аэропорт неразрывно связан с самолётами и полётами. Их взаимосвязь тесна и неразрывна. Но так было не всегда.


Предшественники аэропортов во времена зарождения авиации: поля и ипподромы

Первые полёты на аэропланах начала ХХ века никак не были связаны с аэропортами. В качестве места для взлёта и посадки аэропланов использовались площадки с травяным покрытием. Если площадка использовалась для разового мероприятия, аэропланы, зачастую в разобранном виде, доставлялись к месту полёта иными видами транспорта. Очень часто использовался гужевой транспорт, остававшийся в те времена основным способом грузоперевозок.

Более продвинутым вариантом, использовавшимся для частых полётов, было поле, рядом с которым размещались сараи/ангары для хранения аэропланов, их сборки и ремонта. Это был, так сказать, рабочий вариант. Никаких сооружений для лиц, не принимавших непосредственного участия в полёте и его подготовке, не предусматривалось.

Параллельно появлялся иной вариант предшественника аэропорта, использовавшийся для демонстрации полётов широкой публике.

В роли такого аэропорта часто выступали ипподромы, имевшие не только поле, но и трибуны, выполнявшие роль своего рода сервисной инфраструктуры, используемой для извлечения дохода от продажи билетов. Правда, это были ещё не билеты, дающие право на совершение авиапутешествия, а всего лишь билеты зрителя, допущенного посмотреть, как летают другие.

Так или иначе, эти первые прообразы аэропортов, строго говоря, никакой роли в жизни городов не играли. Центральное место принадлежало аэроплану и полёту. Поляны, ангары, трибуны были всего лишь антуражем, имевшим часто временный характер.
 

Этот период развития аэропортов помимо технической литературы и исторических материалов нашёл отражение только в живописных полотнах и стихах, посвящённых,правда, в основном не аэропортам, а аэропланам, как основному образу зари развития авиации.
 
Наталья Гончарова. Аэроплан над поездом, 1913 год. С сайта asaartgallery.ru


Первые аэропорты  - Luxury аэропортостроения. Кройдон и Шорхэм: в литературе, в кино и в центре города

Но уже в середине двадцатых годов появляются первые гражданские аэропорты.

Взлётные поля получают постоянную «прописку», пассажирские авиарейсы приобретают регулярный характер и появляются первые, не приспособленные, а специально построенные здания аэровокзалов.

Процесс появления аэропортов охватывает одновременно многие страны и континенты. Появляются Кройдон в Лондоне, Центральный аэропорт в Москве, аэропорт в Гамбурге и многие другие. В это же время появляются и специально построенные здания контрольно-диспетчерских башен. Формируются основные составляющие аэропорта, дошедшие практически в неизменной функциональности до наших дней.

Dublin Airport, Collinstown, Co. Dublin фото с сайта postalesinventadas.com
Старый терминал аэропорта Дублина, современный вид фото с сайта static.panoramio.com

Здания аэропортов изначально приобрели характер представительского сооружения, отвечающего требованиям представителей в первую очередь привилегированных классов, ставших первыми авиапассажирами.

Архитектурные стили первых аэропортов весьма разнились от страны к стране.

Появление первых аэровокзалов пришлось на период, когда ещё не в полной мере оформились стандарты промышленной архитектуры, в которой должны были наилучшим образом сочетаться требования функциональности и принципы архитектурной композиции.

Аэропорт Шорхэм, фото с сайта flybrighton.com

Дополнительным вызовом для архитекторов аэровокзалов являлась необходимость учёта имиджевой составляющей.

Подавляющее большинство аэропортов, появившихся в период между двумя мировыми войнами, располагалось вблизи центров городов. К этому времени авиапутешествия были уже не только модными новинками, ни и транспортом, позволяющим достичь места назначения, существенно сэкономив время. Соответственно, не должна была быть долгой и дорога до аэропорта.

Стоит отметить, что ни цена земли, ни соображения безопасности осуществления полётов, ни уровень шума и загрязнения воздуха, не стали ещё в тот период факторами, препятствующими размещению аэропортов в непосредственной близости к центру города и кварталам проживания публики, которая могла позволить себе авиапутешествия. Такое расположение аэропортов, естественно, вызывало необходимость соответствия архитектурного облика строящихся аэропортов окружающей городской среде.

В этот период аэропорты «подстраиваются» под городскую среду, не оказывая на неё особого обратного влияния.
 


То, насколько авиация и аэропорты входят в повседневную жизнь, находит отражение и в литературе. В частности, в 1935 году Агата Кристи публикует детектив «Смерть в облаках». Основное действие романа разворачивается в воздухе, где салон самолёта с успехом исполняет роль закрытой комнаты, среди действующих лиц – стюардесса, часть действия разворачивается в аэропорту.

В романе Агаты Кристи действие разворачивается в аэропорту Кройдона, а в знаменитом сериале «Пуаро Агаты Кристи» с блистательным Дэвидом Суше в роли аэропорта Кройдона снимался аэропорт Шорхэм (Shoreham (Brighton City) Airport).

 
  
Кстати, сам аэродром Шорхэм появился в 1910 году, а здание аэропорта, снимавшееся в сериале по произведениям Агаты Кристи, было построено в 1936 году и входит в число охраняемых архитектурных памятников Великобритании, что не мешает ему функционировать как аэропорту.

Примечательно, что аэропорт Кройдон и его сериальный «исполнитель» Шорхэм построены в различных архитектурных стилях.

В отличие от построенного десятью годами раньше аэропорта Кройдона, спроектированного ещё в классическом стиле, отражающем несколько консервативные тенденции в работах британских архитекторов того времени, аэропорт Шорхэм стал великолепным образцом ар-деко.

Кройдон с сайта moya-planeta.ru


Аэропорт Шорхэм, фото с сайта flybrighton.com

Аэропорт Шорхэм, фото с сайта flickr.com
Аэропорт Шорхэм, фото с сайта ru.pinterest.comСохранившееся в прекрасном состоянии здание и интерьеры Шорхэма позволяют и увидеть, и прочувствовать атмосферу роскоши и стильности, сопровождавшую первые аэропорты, обозначая их место в общественной жизни.

И для создателей сериала, крайне щепетильно относящихся к воспроизведению духа времени, принципиальным оказался не архитектурный стиль, а приметы, отражающие «социальное положение» аэропортов тридцатых годов.

Аэропорты не идут впереди архитектурной моды, но мгновенно подхватывают её и идеально воплощают, вписываясь в инновационную городскую среду и становясь спустя десятилетия памятниками архитектуры.



Первые аэропорты в России.  Нет - "упрощенчеству".  Luxury на сталинский манер.

Помимо ар-деко модным архитектурным стилем тех лет был и конструктивизм, также нашедший отражение в архитектуре аэропортов той эпохи. В частности, в стиле конструктивизма было построено в 1931 году здание аэропорта в Омске.

Это здание считается одним из примеров работы архитекторов омской школы конструктивизма.

Аэровокзал Омска начала 30-ых годов, фото с сайта togdazine.ru
Аэровокзал Омска, фото с сайта togdazine.ru
К сожалению, этому зданию не суждено было стать памятником архитектуры. Здание конструктивистского аэровокзала Омска было существенно перестроено и утратило свою архитектурную и историческую ценность.

Возможно, в этом сыграло свою роль и то, что омские архитекторы конструктивисты вели свою историю от омского худпрома (художественно-промышленного техникума), решение об открытии которого появилось во время короткого правления Колчака на совещании представителей Общества художников и Министерства торговли и промышленности в июле 1919 года.

Вскоре вместо работы конструктивистов был построен новый аэровокзал, более соответствующий духу эпохи и отражающий уже некоторую монументальную помпезность сталинского стиля, а не свойственный конструктивизму молодого советского государства отказ от буржуазных ценностей.

Старый аэропорт Омска, фото с сайта omskpress.ru
Кстати, аэровокзалу, выстроенному взамен конструктивистского, повезло больше. После того, как его сменил аэровокзал следующего поколения, сталинское здание в конце концов было отремонтировано и используется детским спортивным клубом, не представляя какой-либо архитектурной ценности.

Конструктивизму вообще не очень повезло в архитектуре советских аэропортов. Именно в этом стиле был выстроен первый аэровокзал Центрального аэропорта Москвы.
Аэропорт Центральный,  фото с сайта mtdata.ru
Аэропорт Центральный 1940 год, фото с сайта c.pastvu.com
Аэропорт Центральный, фото с сайта aviaforum.ru
Центральный аэропорт пережил несколько трансформаций и переименований и в итоге прекратил своё существование.

Частично свою роль в этом сыграл и стандартный фактор того, что аэропорт оказался в центре города.

Многочисленные пожелания организовать на месте первого аэропорта Москвы музей, к сожалению, не увенчались успехом. Здание конструктивистского аэровокзала существует в перестроенном виде и исторической ценности уже не представляет.

А вот наследию ар-деко повезло больше.

В России архитектурным памятником стиля ар-деко, связанным с аэропортом, стало не здание какого-либо аэровокзала, а станция метро «Аэропорт», открытая в 1938 году.

К этому времени в СССР конструктивизм перестал отвечать духу времени. И Н.В. Кожевин, автор изданного в 1937 году учебника «Аэровокзалы», говоря о первом аэровокзале Москвы пишет: «Внешний вид здания и внутренняя его отделка… страдают упрощенчеством и конструктивизмом. Реконструкция здания, намечавшаяся в течение ближайшего времени, должна была значительно изменить и улучшить его внешний и внутренний вид».

В соответствии с курсом партии и правительства ко второй половине тридцатых годов конструктивизм становится ругательством.

И станция метро, создававшаяся не только для удовлетворения транспортных потребностей жителей близлежащих районов, но и для пассажиров аэропорта должна была отражать уже иную систему ценностей трансформирующегося государства.

Станция метро "Аэропорт", фото с сайта russos.ru
Станция метро "Аэропорт", фото с сайта russos.ru
Фото с сайта fototelegraf.ru

В результате станция метро «Аэропорт», создававшаяся в эпоху «сталинского ампира», несёт на себе отчётливые черты стиля ар-деко, использовавшегося в этот период при создании лучших образцов европейских аэропортов, символизируя роскошь и следование последним образцам архитектурной моды.

В каком-то смысле можно говорить, что станция метро исполняла роль визитной карточки аэропорта, оформленной более современно и дорого по сравнению с тем, кого она представляла, то есть аэропорт, трансформация которого в соответствии с новой ситуацией требовала значительных средств и времени.
 

А спустя 30 лет после своего открытия станция метро «Аэропорт» вдохновила Беллу Ахмадулину на прекрасное стихотворение.
 


Первые аэропорты - аксессуары городов. Театр полетов и никаких коммерческих преференций.

Сейчас использование сочетания – аэропорт это визитная карточка города давно уже стало стандартным до затасканности. Но в то время, о котором мы говорим, аэропорты ещё не стали визитными карточками городов. Иметь шикарный аэропорт было престижно, но первые аэропорты были скорее роскошными аксессуарами, дополняющими облик городов, чем их визитными карточками.
 

В период между мировыми войнами пассажирское авиасообщение уже стало транспортным средством, но пока ещё отнюдь не массовым и не общедоступным. И первые аэропорты далеко не всегда появлялись там, где это было необходимо для решения транспортных проблем.

От первых шагов развития авиации в начале ХХ века аэропорты тридцатых годов унаследовали в своём облике следы полёта как зрелища. На эту сохраняющуюся черту первых полётов вполне определённо указывает то, что подавляющее большинство первых аэровокзалов независимо от архитектурного стиля, в котором они были построены, имели обращённые на взлётное поле балконы и террасы, позволяющие наблюдать за взлётами и посадками.

Возле зданий аэровокзалов со стороны взлётного поля устанавливались на открытом воздухе столики, где можно было отдохнуть, выпить кофе, чай или другие напитки, наблюдая за самолётами.

Шорхэм 30-ых годов, фото с сайта ukairfieldguide.net

Позже традиция открытых террас как стандартного элемента зданий аэропортов прервётся, чтобы начать возрождение спустя почти полвека.

В тридцатые годы сохранялась соразмерность человека, самолёта и аэропорта. Ничто не подавляло. Эти первые аэропорты, спустя десятилетия, вполне можно назвать камерными, сама атмосфера которых создавала ощущения покоя и комфорта.

В аэропорт, расположенный поблизости от центра города и обладающий располагающей обстановкой и сервисом высокого уровня, можно было заехать, чтобы приятно провести время, или устроить встречу.

Некоторые аэропорты, в том числе и Центральный аэропорт в Москве, строились на ипподромах, поля и трибуны которых сначала использовались для демонстрации полёта как чистого зрелища, некоторые возникали на базе поля с ангарами для самолётов. Никакого влияния на облик строящегося аэропорта это не оказывало.

Архитектурный стиль первых аэропортов диктовался опосредованно или напрямую установками правящих классов, которые после революции 1917 года впервые стали радикально отличаться в СССР и других странах.

Наличие в городе аэропорта в тридцатые годы почти не давало каких-либо ощутимых коммерческих преференций, росла лишь имиджевая составляющая. А сами по себе первые аэропорты следовали за окружающей их средой, не оказывая на неё никакого существенного влияния.

 

При подготовке использованы материалы сайтов:

flybrighton.com
ukairfieldguide.net
aviaforum.ru
imdb.com
tehne.com
togdazine.ru
 
 
Комментарии отсутствуют.