Александр Лабас – певец пространства и движения

  • 02.10.2017 в 14:05
  • 336
  • 0

Открытие выставки художника в Москве

А.Лабас. В аэропорту, фото с сайта facebook labasfond


В Москве 1 октября открылась выставка русского-художника-авангардиста Александра Лабаса. Мы рассказывали об Александре Лабасе, как художнике, для которого одной из важнейших тем его творчества стала идея движения, движения в пространстве. В его живописных и графических работах много самолётов, дирижаблей, аэродромов и аэропортов. Есть картины, где художник бросает взгляд на жизнь с высоты летящего самолёта.

А.Лабас. На скорости ХХ века, фото с сайта facebook.com labasfond

На открывшейся выставке художника, посвящённой столетию Октябрьской революции, представлена всё та же идея движения. Только в работах, экспонируемых на выставке, это уже не движение в пространстве, а движение истории, течение времени.

В 1917 году Александру Лабасу было 17 лет, события Октября произвели на него огромное впечатление, и с тех пор революционные процессы, идея движения, преобразующего пространство и время стали одной из основных тем его творчества. Искусствоведы отмечают, что в работах Лабаса, посвящённых октябрьской революции, нет оценки тех событий, есть только запечатлённое время и движение.

А.Лабас. Ленин на броневике,  фото с сайта facebook.com labasfond

Стоит отметить, что воздухоплавание настолько стало одной из визитных карточек творчества Александра Лабаса, что искусствовед Александр Балашов, формулируя на странице Фонда Александра Лабаса в facebook свои впечатления от работы «Штурм Зимнего», пишет:

«В этой работе, действительно имеющей отношение к октябрьской серии, обращает на себя внимание маленький, почти игрушечный танк, принимающий участие в октябрьском штурме Зимнего, хотя это, конечно, не танк, а броневик, наверное, но и это совершенно второстепенно и вообще не важно для художника, которому прежде всего важно пространство, созданное порывом, как у Бергсона, движением, подчиняющим себе все мыслимые, исторически обоснованные и нет, возможные и фантастические элементы… И мне искренне жалко, что в этой версии исторического штурма не принимают участие дирижабли и аэропланы».


А.Лабас. "Под арку на штурм". Штурм Зимнего фото с сайта facebook.com  labasfond

Для Лабаса воздушное пространство в чём-то аналогично земному, где находится место для «хороших и плохих». В наброске 1972 года художник изображает Акулу империализма, как летающее существо определённо негативного типа. А в архитектурных набросках Лабаса 1981 года над Дворцом пионеров парят самолёты, похожие на добрых волшебных стрекоз.

А.Лабас. Акула империализма, фото с сайта facebook.com labasfond

А.Лабас. Архитектурные наброски, фото с сайта facebook.com labasfond
Интересно, что характер изображения добрых летающих персонажей остаётся у Лабаса примерно одинаковым на протяжении всего творчества, а изображение злодеев технократизируется по мере прогресса воздушных средств.

Открывшаяся выставка Александра Лабаса вызвала большой не только искусствоведческий, но и общественный резонанс.

Ольга Голодец на открытии выставки А. Лабаса, фото с сайта newizv.ru

В частности, её открытию был посвящён сюжет на Первом канале ТВ и следующий материал ТАСС:


В Москве открылась выставка художника-авангардиста Лабаса >>>

Выставка, посвященная столетию революции, продлится до 10 декабря

МОСКВА, 1 октября. /ТАСС/. Выставка графических и живописных работ русского художника-авангардиста Александра Лабаса из цикла "Октябрь" открылась в Институте русского реалистического искусства (ИРРИ) в воскресение. Только 1 октября вход на нее бесплатный, сообщили ТАСС организаторы проекта.

"Эта выставка - огромное художественное достижение. Она оформлена на высочайшем профессиональном уровне", - сказала на специальном показе выставки в минувший вторник вице-премьер РФ Ольга Голодец.


В экспозиции представлено около 50 картин художника-авангардиста из самой большой его серии "Октябрь". Она размещена в нескольких залах ИРРИ, ее основу составляют работы из коллекций Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Костромского художественного музея и Лабас-Фонда.


Селфи на фоне "Октября"

Первый зал ИРРИ посвящен биографии Лабаса. Под стеклом - анкета художника из военного архива, которая никогда раньше не показывалась публике. Он заполнил ее перед тем как ушел на фронт в третью армию Восточного фронта (Одна из армий РККА, cформированная 18 июля 1918 г. в составе Восточного фронта из войск Северо-Уральско-Сибирского фронта, которые действовали в районе Перми, Екатеринбурга, Ишима против частей мятежного чехословацкого корпуса и белогвардейских отрядов - прим. ТАСС).

У входа посетителей встречает "Автопортрет на фоне "Октября", написанный в 1978 году. Таким образомЛабас запечатлел свою причастность к главному циклу всей жизни.

"Это произведение, впервые покинувшее фонд Костромского художественного музея, можно назвать одним из главных на выставке", - сказала куратор выставки "Лабас. Октябрь", искусствовед ИРРИ Анастасия Серенко.


Она рассказала, что во время начала революции Александру Лабасу было 17 лет. А первое произведение, посвященное октябрьским событиям он написал 30-летнем возрасте.

"В 1917-м он метался по городу, пытался запечатлеть лица вооруженных солдат, чтобы потом передать их в своих произведениях. В течении всей жизни художник постоянно возвращался и пополнял серию "Октябрь". В своих воспоминаниях он писал, что "образы революции преследовали его всю жизнь", - сказала Серенко.



Как в тумане

Александр Лабас в своей серии "Октябрь" не дает оценку революции, не делает выводы, вставая на "белую" или "красную" сторону. Он просто фиксирует события.

"Революция в его картинах - это стихия, безумие, мятеж. Отличительная черта художника - дымка, легкий туман, который пеленой покрывает всех героев его картин так, кто посетители не могут разглядеть конкретных лиц", - объясняет Серенко.


Пример такого приема - картина "Наш переулок утром" (1929), которую Лабас написал из окна своей квартиры в Стрелецком переулке. Художник запечатлел туманное утро после боя.


Образовательная программа

В состав экспозиции вошли также архивные фотографии 1917-1923 годов из коллекции Мультимедиа Арт Музея, запечатлевшие события революции, среди которых "Начало восстания на Тверской улице", "Баррикады на Арбатской площади в октябрьские дни 1917 года", "Выступление Владимира Ленина на Красной площади".

Выставка продлится до 10 декабря 2017 года и будет сопровождаться обширной образовательной программой, а также специальными проектами. Кроме того, для всех желающих будут организованы кинопоказы фильма "Октябрь" Сергея Эйзенштейна.
 
Комментарии отсутствуют.